Таблицы помогают делать правильные логические выводы
в ходе решения задачи и позволяют наглядно представить условие задачи или ее
ответ.
Задача 1. В симфонический оркестр приняли на работу трех
музыкантов - Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте,
кларнете, гобое и трубе. Известно, что:
1) Смит - самый высокий;
2) играющий на скрипке меньше ростом
играющего на флейте;
3) играющие на скрипке и флейте и Браун
любят пиццу;
4) когда между альтистом и трубачем
возникает ссора, Смит мирит их;
5) Браун не умеет играть ни на трубе, ни
на гобое.
На каких инструментах играет каждый из
музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?
Решение: Составим таблицу и отразим
в ней условия задачи, заполнив соответствующие клетки «+» или «-» в зависимости
от того, ложно или истинно соответствующее высказывание. Так как музыкантов
трое, инструментов шесть и каждый владеет только двумя инструментами,
получается, что каждый музыкант играет на инструментах, которыми остальные не
владеют. Из условия 4 следует, что Смит не играет ни на альте, ни на трубе, а
из условий 3 и 5, что Браун не умеет играть на скрипке, флейте, трубе и гобое.
Следовательно, инструменты Брауна - альт и кларнет. Занесем это в таблицу +, а
оставшиеся клетки столбцов "Альт" и "Кларнет" заполним «-»
Из таблицы видно, что на трубе может играть только
Вессон. Из условий 1 и 2 следует, что Смит не скрипач. Так как на скрипке не
играет ни Браун, ни Смит , то скрипачем является Вессон. Оба инструмента, на
которых играет Вессон, теперь определены, поэтому остальные клетки строки
"Вессон" можно заполнить «-». Из таблицы видно, что играть на флейте и на гобое может
только Смит. В результате получим таблицу.
Таблица 3.
скрипка
|
флейта
|
альт
|
кларнет
|
гобой
|
труба
|
|
Браун
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
Смит
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
Вессон
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Задача № 2. Первоклашки.
Год назад с нашего двора первый раз в первый класс
пошли 5 мальчиков. Их имена: Петя, Коля, Ваня, Гена и Миша. Получилось так, что
все пятеро попали в разные классы: один в класс “А”, другой – в “Б”, третий – в
“В”, четвертый - в “Г”, пятый – в “Д”. Каждому из ребят досталась в качестве
классного руководителя добрая учительница: Лидия Михайловна, Елена Анатольевна.
Екатерина Кирилловна. Татьяна Григорьевна и Виктория Николаевна. Дети учились
прекрасно, напротив их фамилий ( Анисин, Белов, Кукушкин, Степанов и Харитонов)
всегда были практически одни пятерки. Определите имя, фамилию, класс и добрую
учительницу для каждого из первоклашек, если известно, что:
1. Ваня
учится у Татьяны Григорьевны и его фамилия не Степанов.
2. В
классе “Д” преподает не Екатерина Кирилловна.
3. Коля
учится в классе “Б”. Он старше на 1месяц, чем Белов, и младше на 12 дней, чем
тот, кто учится у Татьяны Григорьевны.
4. Елена
Анатольевна преподает в классе “Г” и у нее нет ученика по фамилии Белов.
5. Харитонов
Гена дружит с Петей и с тем, кто ходит в класс “А”.
6. Кукушкин
учится в классе “А”. Его учительница не Лидия Михайловна и не Екатерина
Кирилловна.
7. Анисин
учится в классе “В” и его имя не Петя и не Миша.
Решение: Из первого условия видно,
что у Вани фамилия не Степанова. Ставим минус
таблицу. Из третьего условия видим, что Коля не Белов. Далее в таблице
отмечаем Гена Харитонов, ставим минус в столбце, где имя Гена напротив каждой
фамилии. Получается, что минусы будут еще и в строке, где фамилия Харитонов. Из
седьмого условия отмечаем в таблице, Анисин не Петя и не Миша. Из первого и
третьего условия видно, Белов не Ваня. Из четвертого и пятого условия замечаем
что Кукушкин не Петя. Так как Коля учится в классе Б, то он не Кукушкин. Из
третьего и седьмого условия видно что Анисин не Коля. З таблицы видно, что
Анисин это Ваня, тогда получается, что Кукушкин это Миша, Степанов это Коля,
Белов это Петя. Далее определяем классы и учителей.
Имя
|
||||||
Петя
|
Коля
|
Ваня
|
Гена
|
Миша
|
||
Фамилия
|
Анисин
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
Белов
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Кукушкин
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
Степанов
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
Харитонов
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
|
Класс
|
А
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Б
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
В
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
|
Г
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
|
Д
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Учительница-
|
Лидия Михайловна
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Елена Анатольевна
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
|
Екатерина Кирилловна
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
|
Татьяна Григорьевна
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
|
Виктория Николаевна
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Ответ.
фамилия
|
имя
|
учительница
|
класс
|
Анисин
|
Ваня
|
Татьяна Григорьевна
|
В
|
Белов
|
Петя
|
Лидия
Михайловна
|
Д
|
Кукушкин
|
Миша
|
Виктория
Николаевна
|
А
|
Степанов
|
Коля
|
Екатерина
Кирилловна
|
Б
|
Харитонов
|
Гена
|
Елена
Анатольевна
|
Г
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий