Решение уравнений с модулем
Уравнением с модулем называют равенство, содержащее переменную под
знаком модуля.
При решении уравнений, содержащих знак абсолютной величины, мы
будем основываться на определении модуля числа и свойствах абсолютной величины
числа.
Существует несколько способов решения уравнений с модулем.
Рассмотрим подробнее каждый из них.
1 способ. Метод последовательного раскрытия
модуля.
Пример 1. Решим уравнение |х-5|=4.
Исходя из определения модуля,
произведем следующие рассуждения. Если выражение, стоящее под знаком модуля
неотрицательно, то есть х-5≥0, то уравнение примет вид х-5=4. Если значение
выражения под знаком модуля отрицательно, то по определению оно будет равно –
(х-5)=4 или х-5= -4. Решая полученные уравнения, находим: х1=9, х2=1.
Ответ: 9; 1.
Решим этим же способом уравнение,
содержащее «модуль в модуле».
Пример 2. Решим уравнение ||2х-1|-4|=6.
Рассуждая аналогично, рассмотрим два
случая.
1). |2х-1|-4=6, |2х-1|=10. Используя
еще раз определение модуля, получим: 2х-1=10 либо 2х-1= -10. Откуда х1=5,5,
х2= -4,5.
2). |2х-1|-4= -6, |2х-1|= -2.
Понятно, что в этом случае уравнение не имеет решений, так как по определению
модуль всегда неотрицателен.
Ответ: 5,5; -4,5.
2 способ. Метод интервалов.
Метод интервалов – это метод
разбиения числовой прямой на промежутки, в которых по определению модуля знак
абсолютной величины можно будет снять. Для каждого из промежутков необходимо
решить уравнение и сделать вывод относительно получившихся корней. Корни,
удовлетворяющие промежуткам, и дадут окончательный ответ.
Пример 3. Решим уравнение |х+3|+|х-1|=6.
Найдем корни (нули) каждого
выражения, содержащегося под знаком модуля: х+3=0, х= -3; х-1=0, х=1. Эти
значения х разбивают числовую прямую на три промежутка:
-3 1
Решим уравнение отдельно в каждом из
получившихся промежутков. В первом промежутке (х < -3) оба выражения,
стоящие под знаком модуля отрицательны, поэтому при записи уравнения без абсолютной величины знаки этих выражений
меняем на противоположные. Получим уравнение:
-х-3-х+1=6. Откуда х= -4. Число -4
является решением данного уравнения, так как оно принадлежит рассматриваемому
промежутку. Во втором промежутке (-3 ≤ х < 1) первое выражение положительно,
а второе отрицательно. Рассуждая аналогично, получим уравнение: х+1-х+1=6,
откуда получаем неверное числовое равенство, то есть в рассматриваемом
промежутке уравнение корней не имеет. В последнем промежутке (х ≥ 1) оба
выражения положительны, поэтому уравнение записывается так: х+3+х-1=6. Откуда
х=2. Это значение удовлетворяет неравенству х ≥ 1. Ответ: -4; 2.
Пример 4. |2-х|=2х+1.
Прежде всего, следует установить
область допустимых значений. Возникает естественный вопрос, почему в предыдущих
примерах не было необходимости этого делать. В этом уравнении в правой
части стоит выражение с переменной,
которое может быть отрицательным. Таким образом, область допустимых значений –
это промежуток [-½; +∞). Найдем нуль выражения, стоящего под знаком модуля:
2-х=0, х=2.
В первом промежутке: 2-х=2х+1, х=⅓. Это значение принадлежит ОДЗ, значит,
является корнем уравнения.
Во втором промежутке: -2+х=2х+1, х= -3. -3 не принадлежит ОДЗ, а
следовательно не является корнем уравнения.
Ответ: ⅓.
3 способ. Графический метод.
Суть данного метода заключается в использовании графиков функций для
нахождения корней уравнения. Этот метод реже
других применяют для решения уравнений, содержащих модуль, так как,
во-первых, он занимает достаточно много времени и не всегда рационален, а,
во-вторых, результаты, полученные при построении графиков, не всегда являются
точными.
Пример 5. |х+1|=2. Построим графики функций
у=|х+1| и у=2.
Абсциссы точек пересечения графиков
и есть корни уравнения: х1=1, х2= -3. Ответ: 1; -3.
Пример 6. |х2-1|=|4-х2|.
Построим графики функций у=|х2-1| и у=|4-х2|. Для
этого построим графики функций у= х2-1 и у=4-х2, а затем отобразим
часть графиков, лежащую ниже оси ОХ.
х1≈1,6; х2≈-1,6.
4 способ. Метод решения при помощи зависимостей между числами а и в, их модулями
и квадратами этих чисел.
Опорная информация:
|а|=|в|
а2=в2
|а|=|в|
|
Пример 7. Решим уравнение |х2-8х+5|=|х2-5|.
Учитывая соотношение (1), получим:
х2-8х+5= х2-5 или х2-8х+5= -х2+5
х=1,25 х=0 или х=4.
Таким образом, корни исходного
уравнения: х1=1,25; х2=0; х3=4.
Ответ: 1,25; 0; 4.
Пример 8. |х+3|=|х-5|.
В силу соотношения (2) получаем:
(х+3)2=(х-5)2;
х2+6х+9= х2-10х+25;
х=1.
Ответ:1.
Пример 9. (1-3х)2=(х-2)2.
Учитывая соотношение (2), получаем: |1-3х|=|х-2|, откуда из
соотношения (1), имеем:
1-3х=х-2 или 1-3х= -х+2
х=0,75 х= -0,5.
Ответ: 0,75; -0,5.
5 способ. Использование геометрической интерпретации модуля.
Опорная информация: геометрический смысл модуля
разности величин – это расстояние между ними. Например, геометрический смысл
выражения |х-а| - длина отрезка координатной оси, соединяющей точки с
абсциссами а и х. Перевод алгебраической задачи на геометрический язык часто позволяет
избежать громоздких решений.
Пример 10. |х-2|+|х-3|=1.
Исходя из геометрической интерпретации модуля, левая часть уравнения
представляет собой сумму расстояний от некоторой точки с абсциссой х до двух
фиксированных точек с абсциссами 2 и 3. Тогда очевидно, что все точки с
абсциссами, принадлежащими отрезку [2;3] обладают требуемым свойством, а точки,
расположенные вне этого отрезка – нет. Отсюда, множеством решений уравнения
является отрезок [2;3].
Ответ: [2;3].
Пример 11. |х-2|-|х-3|=1.
Рассуждая аналогично, получим, что разность расстояний до точек с
абсциссами 2 и 3 равна 1 только для точек, расположенных на координатной оси
правее числа 3. Следовательно, решением данного уравнения будет являться луч,
выходящий из точки 3, и направленный в положительном направлении оси ОХ.
Ответ: [3;+∞).
Обобщением вышеприведенных уравнений 10 и 11 являются следующие
равносильные переходы:
|х-а|+|х-в|=в-а, где в ≥ а
|х-а|-|х-в|=в-а, где в ≥ а
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий