Решение уравнений  методом замены

Рассмотрим подробно на примерах метод замены переменных для решения рациональных уравнений.
Пример 1.
Решить уравнение (2x2 – 3x + 1)2 = 22x2 – 33x + 1.
Решение.
Перепишем уравнение в виде
(2x2 – 3x + 1)2 = 11(2x2 – 3x) + 1. Сделаем замену. Пусть 2x2 – 3x = t, тогда уравнение примет вид:
(t + 1)2 = 11t + 1.
Теперь раскроем скобки и приведем подобные, получим:
t2 + 2t + 1 = 11t + 1;
t2 – 9t = 0.
В получившемся неполном квадратном уравнении вынесем общий множитель за скобки, будем иметь:
t(t – 9) = 0;
t = 0 или t = 9.
Теперь необходимо сделать обратную замену и решить каждое из полученных уравнений:
2x2 – 3x = 0       или        2x2 – 3x = 9
x(2x – 3) = 0                    2x2 – 3x – 9 = 0 
x = 0 или x = 3/2              x = 3 или x = -3/2
Ответ: -1,5; 0; 1,5; 3.
Пример 2.
Решить уравнение (x2 – 6x)2 – 2(x – 3)2 = 81.
Решение.
Применим формулу квадрата разности (a – b)2 = a2 – 2ab + b2. Запишем исходное уравнение в виде
(x2 – 6x)2 – 2(x2 – 6x + 9) = 81. Теперь можно сделать замену.
Пусть x2 – 6x = t, тогда уравнение будет иметь вид:
t2 – 2(t + 9) = 81.
Раскроем скобки, приведем подобные слагаемые:
t2 – 2t – 18 – 81 = 0;
t2 – 2t – 99 = 0.
По теореме Виета корнями полученного уравнения будут числа -9 и 11.
Сделаем обратную замену:
x2 – 6x = -9        или      x2 – 6x = 11
x2 – 6x + 9 = 0               x2 – 6x – 11 = 0
(x – 3)2 = 0                     D = 80 
x = 3                              x1 = 3 + 2√5; x2 = 3 – 2√5.
Ответ: 3 – 2√5; 3; 3 + 2√5.
Пример 3.
Решить уравнение (x – 1)(x – 3)(x + 5)(x + 7) = 297 и найти произведение его корней.
Решение.
Найдем «выгодный» способ группировки множителей и раскроем пары скобок:
((x – 1)(x + 5))((x – 3)(x + 7)) = 297;
(x2 + 5x – x – 5)(x2 + 7x – 3x – 21) = 297;
(x2 + 4x – 5)(x2 + 4x – 21) = 297.
Cделаем замену x2 + 4x = t, тогда уравнение будет выглядеть следующим образом:
(t – 5)(t – 21) = 297.
Раскроем скобки, приведем подобные слагаемые:
t2 – 21t – 5t + 105 = 297;
t2 – 26t – 192 = 0.
По теореме Виета определяем, что корнями полученного уравнения будут числа -6 и 32.
После обратной замены будем иметь:
x2 + 4x = -6        или     x2 + 4x = 32
x2 + 4x + 6 = 0              x2 + 4x – 32 = 0
D = 16 – 24 < 0              D = 16 + 128 > 0 
Нет корней                    x= -8; x2 = 4
Найдем произведение корней: -8 · 4 = -32.
Ответ: -32.
Пример 4.
Найти сумму корней уравнения (x2 – 2x + 2)2 + 3x(x2 – 2x + 2) = 10x2.
Решение.
Пусть x2 – 2x + 2 = t, тогда уравнение примет вид:
t2 + 3xt – 10x2 = 0.
Рассмотрим полученное уравнение как квадратное относительно t.
D = (3x)– 4 · (-10x2) = 9x2 + 40x2 = 49x2≥≤
t1 = (-3x – 7x) / 2 и t2 = (-3x + 7x) / 2;
t1 = -5x и t2 = 2x.
Так как t = x2 – 2x + 2, то
x2 – 2x + 2 = -5x или x2 – 2x + 2 = 2x. Решим каждое из полученных уравнений.
x2 + 3x + 2 = 0 или x2 – 4x + 2 = 0.
Оба уравнения имеют корни, т.к. D > 0.
С помощью теоремы Виета можно сделать вывод, что сумма корней первого уравнения равна -3, а второго уравнения 4. Получаем, что сумма корней исходного уравнения равна -3 + 4 = 1
Ответ: 1.
Пример 5.
Найти корень уравнения (x + 1)4 + (x + 5)4 = 32, принадлежащий промежутку [-5; 10].
Решение.
Пусть x = t – 3, тогда x + 1 = t – 2; x + 5 = t + 2 и исходное уравнение принимает вид:
(t – 2)4 + (t + 2)4 = 32. Для возведения выражений в четвертую степень можно воспользоваться треугольником Паскаля:      
                    1
                 1    1
               1   2   1
             1  3   3   1
           1  4   5   4   1
         1  5  10 10  5   1
Тогда
(t – 2)4 = t4 – 4t· 2 + 6t2 · 22 – 4t · 23 + 24;
(t + 2)4 = t4 + 4t· 2 + 6t2 · 22 + 4t · 23 + 24.
После приведения подобных слагаемых получим:
2t4 – 2 · 6t2· 22 + 2 · 24 = 32;
t4 + 6t2 · 22 + 24 = 16;
t4 + 24t2 + 16 = 16;
t4 + 24t2 = 0;
t2 (t2 + 24) = 0;
t = 0 или t2 = -24.
Второе уравнение не имеет корней, а значит t = 0 и после обратной замены
x = t – 3 = 0 – 3 = -3. Корень уравнения -3 принадлежит промежутку [-5; 10].
Ответ: -3.
Как видим, при решении рациональных уравнений необходимо знать приведенные выше формулы и уметь правильно считать. Ошибки же чаще всего возникают при выборе замены и при обратной подстановке. Чтобы этого избежать, нужно расписывать подробно каждое действие, тогда ошибок в ваших решениях не будет.

Метод интервалов
Метод интервалов — это специальный алгоритм, предназначенный для решения сложных неравенств вида f (x) > 0 и f (x) < 0. Алгоритм состоит из 4 шагов:
1.     Решить уравнение f (x) = 0;
2.     Отметить все полученные корни на координатной прямой. Таким образом, прямая разделится на несколько интервалов;
3.     Выяснить знак (плюс или минус) функции f (x) на самом правом интервале. Для этого достаточно подставить в f (x) любое число, которое будет правее всех отмеченных корней;
4.     Отметить знаки на остальных интервалах. Для этого достаточно запомнить, что при переходе через каждый корень знак меняется.
Вот и все! После этого останется лишь выписать интервалы, которые нас интересуют. Они отмечены знаком «+», если неравенство имело вид f (x) > 0, или знаком «−», если неравенство имеет вид f (x) < 0.
Задача. Решите неравенство:
(x − 2)(x + 7) < 0
Работаем по методу интервалов. Шаг 1: заменяем неравенство уравнением и решаем его:
(x − 2)(x + 7) = 0
Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю:
x − 2 = 0  x = 2;
x + 7 = 0  
  x = −7.
Получили два корня. Переходим к шагу 2: отмечаем эти корни на координатной прямой. Имеем:                                 -7                  2
Теперь шаг 3: находим знак функции на самом правом интервале (правее отмеченной точки x = 2). Для этого надо взять любое число, которое больше числа x = 2. Например, возьмем x = 3 (но никто не запрещает взять x = 4, x = 10 и даже x = 10 000). Получим:
f (x) = (x − 2)(x + 7);
x = 3;
f (3) = (3 − 2)(3 + 7) = 1 · 10 = 10;
Получаем, что f(3) = 10 > 0, поэтому в самом правом интервале ставим знак плюс.
Переходим к последнему пункту — надо отметить знаки на остальных интервалах. Помним, что при переходе через каждый корень знак должен меняться. Например, справа от корня x = 2 стоит плюс (мы убедились в этом на предыдущем шаге), поэтому слева обязан стоять минус.
Этот минус распространяется на весь интервал (−7; 2), поэтому справа от корня x = −7 стоит минус. Следовательно, слева от корня x = −7 стоит плюс. Осталось отметить эти знаки на координатной оси.           +        -        +
Вернемся к исходному неравенству, которое имело вид:
(x − 2)(x + 7) < 0
Итак, функция должна быть меньше нуля. Значит, нас интересует знак минус, который возникает лишь на одном интервале: (−7; 2). Это и будет ответ.
Задача. Решите неравенство:
(x + 9)(x − 3)(1 − x) < 0
Шаг 1: приравниваем левую часть к нулю:
(x + 9)(x − 3)(1 − x) = 0;
x + 9 = 0
 x = −9;
x − 3 = 0
 x = 3;
1 − x = 0
 x = 1.
Помните: произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Именно поэтому мы вправе приравнять к нулю каждую отдельную скобку.
Шаг 2: отмечаем все корни на координатной прямой:           -9         1         3
Шаг 3: выясняем знак самого правого промежутка. Берем любое число, которое больше, чем x = 1. Например, можно взять x = 10. Имеем:
f (x) = (x + 9)(x − 3)(1 − x);
x = 10;
f (10) = (10 + 9)(10 − 3)(1 − 10) = 19 · 7 · (−9) = − 1197;
f (10) = −1197 < 0.
Шаг 4: расставляем остальные знаки. Помним, что при переходе через каждый корень знак меняется. В итоге наша картинка будет выглядеть следующим образом:        +       -        +         -
Вот и все. Осталось лишь выписать ответ. Взгляните еще раз на исходное неравенство:
(x + 9)(x − 3)(1 − x) < 0
Это неравенство вида f (x) < 0, т.е. нас интересуют интервалы, отмеченные знаком минус. А именно:
x  (−9; 1) (3; +∞)
Это и есть ответ.
Замечание по поводу знаков функции
Практика показывает, что наибольшие трудности в методе интервалов возникают на последних двух шагах, т.е. при расстановке знаков. Многие начинают путаться: какие надо брать числа и где ставить знаки.
Чтобы окончательно разобраться в методе интервалов, рассмотрим два замечания, на которых он построен:
1.     Непрерывная функция меняет знак только в тех точках, где она равна нулю. Такие точки разбивают координатную ось на куски, внутри которых знак функции никогда не меняется. Вот зачем мы решаем уравнение f (x) = 0 и отмечаем найденные корни на прямой. Найденные числа — это «пограничные» точки, отделяющие плюсы от минусов.
2.     Чтобы выяснить знак функции на каком-либо интервале, достаточно подставить в функцию любое число из этого интервала. Например, для интервала (−5; 6) мы вправе брать x = −4, x = 0, x = 4 и даже x = 1,29374, если нам захочется. Почему это важно? Да потому что многих учеников начинают грызть сомнения. Мол, что если для x = −4 мы получим плюс, а для x = 0 — минус? А ничего — такого никогда не будет. Все точки на одном интервале дают один и тот же знак. Помните об этом.
Задача. Решите неравенство:
x(2x + 8)(x − 3) > 0
Заменяем неравенство уравнением и решаем его:
x(2x + 8)(x − 3) = 0;
x = 0;
2x + 8 = 0
 x = −4;
x − 3 = 0
 x = 3.
Отмечаем все три корня на координатной прямой (сразу со знаками):
                                   -          +          -         +
                                       -4          0          3
Справа на координатной оси стоит плюс, т.к. функция имеет вид:
f (x) = x(2x + 8)(x − 3)
А если подставить бесконечность (например, миллиард), получим три положительных скобки. Поскольку исходное выражение должно быть больше нуля, нас интересуют только плюсы. Осталось выписать ответ:
x  (−4; 0) (3; +∞)


Комментариев нет:

Отправить комментарий